Структурированная заявка по 44‑ФЗ: инструкция по заполнению
Государственные тендеры постепенно переходят в онлайн: с 1 октября 2023 года извещение, заявку и контракт участники закупок формируют в цифровом виде. В статье собрали все о нововведениях и подробно разобрали самый непростой для поставщиков этап — подачу структурированной заявки.
Структурированное извещение
Теперь заказчики формируют извещение о тендере в ЕИС. С использованием системы указывают функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки (п. 7 ПП РФ № 145, п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).
При формировании извещения заказчику доступны следующие поля:
- наименование (объекта закупки);
- вид — выпадающий список со значениями «качественная» и «количественная»;
- значение — для описания качественных параметров технического задания;
- единица измерения, диапазон или конкретное значение — для описания количественных параметров.
Характеристики по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ заказчик указывает двумя способами:
- Если позиции есть в КТРУ, то параметры автоматически «подтягиваются» из каталога. Дополнительные характеристики к КТРУ система также загружает автоматически, но их обоснование нужно прикрепить файлом к извещению вместе с другими обязательными документами.
- Если позиций в КТРУ нет, то заказчик вручную заполняет поля в ЕИС.
Все остальные характеристики (место и сроки поставки ТРУ, обеспечения, гарантии) заказчик указывает «по-старому» — в документе с полным описанием объекта закупки. Его формируют без использования ЕИС и прикладывают в виде файла.
Таким образом, извещение о закупке теперь состоит из двух частей — структурированного описания и дополнительных файлов (письмо Минфина от 18.12.2023 № 24-01-10/122331). Между описанием в структурированной форме и приложенном файле не должно быть противоречий (ч. 3 ст. 7 44-ФЗ). Разночтения могут стать поводом для жалобы в ФАС.
Заказчик обязан описывать товар в структурированной форме. В закупках работ или услуг без поставки товара цифровые характеристики необязательны. При закупке товара, поставляемого при выполнении работы или услуги, заказчик действует по общему правилу: указывает информацию как о закупаемой работе или услуге, так и товаре (письмо Минфина от 18.12.2023 № 24-01-10/122331).
В электронных магазинах по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ техническое задание остается прежним — структурированное описание проводится только в ЕИС. В строительных тендерах описание объекта закупки содержит (типовую) проектную документацию, смету (п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Поскольку в структурированной форме заказчик обязан указывать требования из п. 1 ч.1 ст. 33 44-ФЗ, для строительных тендеров он не формирует структурированное описание.
Кроме описания объекта закупки, заказчик включает в извещение требования к содержанию и составу заявки, а также инструкцию по ее заполнению. Описание объекта закупки из структурированного извещения переходит в структурированную заявку, а та — в цифровой контракт.
Структурированная заявка
Следующий этап цифровизации — составление и подача заявки. Поставщик формирует ее на торговой площадке: в специальных полях он указывает характеристики предлагаемого товара, товарный знак и страну происхождения. Разберем подробнее.
Принципы заполнения
При подаче заявки на ЭТП участнику необходимо:
- Указать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Их поставщик вводит в полях на основе значений структурированного извещения. Большинство федеральных площадок уже адаптировались к нововведениям и не дадут выйти за рамки требований заказчика.
- Прописать в отдельном поле товарный знак (при наличии).
- Выбрать из списка страну происхождения товара.
- Подписать электронной подписью и подать заявку.
Участник закупки обязан заполнять характеристики товара в структурированной форме, иначе заявку отклонят (п.1 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ). Заявка должна соответствовать требованиям заказчика, в т. ч. инструкции по заполнению. Несоответствие — также основание для отклонения.
В закупках работ и услуг указывать их характеристики в заявке не нужно. Сама подача заявки означает согласие участника с условиями извещения (письмо Минфина от 18.12.2023 № 24-01-10/122331).
В закупках лекарств и медизделий важен остаточный срок годности, который не является характеристикой товара по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Минфин разъяснил, что в таких тендерах поставщик не обязан указывать показатель остаточного срока годности. Подача заявки также означает согласие участника поставить препарат на условиях извещения (письмо Минфина от 18.12.2023 № 24-01-10/122331).
Рекомендации по заполнению
При заполнении характеристик важно внимательно вносить значения. Подача заявки означает согласие поставщика работать на условиях извещения (ч. 5 ст. 43 44-ФЗ). Сведения из неверно заполненной заявки в неизменном виде «подтянутся» в структурированный контракт, и это приведет к проблемам при его исполнении.
В инструкции заказчики поясняют, как указать характеристику в каждой строке заявки — нужно ориентироваться на нее. Если в инструкции что-то непонятно, рекомендуем подавать заказчику запрос на разъяснение.
После подачи заявки обязательно проверяйте характеристики товара. Бывают ситуации, когда часть указанных поставщиком показателей не отображается на стороне заказчика. Рекомендуем отзывать и подавать такие заявки заново.
Подача заявки на примере РТС-тендер
На всех федеральных ЭТП можно подать заявку в структурированной форме. Разница лишь в интерфейсе площадки. Рассмотрим, как сформировать заявку на закупку товара на РТС-тендер.
Шаг 1. Войдите в личный кабинет и перейдите в карточку найденной закупки — для этого можно кликнуть по номеру извещения.
Шаг 2. Нажмите на кнопку «Подать заявку». Откроется черновик формы.
Шаг 3. Проверьте сведения, которые нельзя изменить:
- В столбце «Тип объекта» отразится отметка: товар, работа или услуга.
- В столбце «Наименование и код» отразится наименование объекта закупки и его код по каталогу из извещения.
Если наименование отличается от ОКПД2 или КТРУ, площадка покажет серым цветом название по каталогу. - В столбце «Количество» отразится количество и единица измерения объекта закупки.
Платформа покажет значение в виде числа или выдаст предупреждение о невозможности указать количество товара при наличии такого признака в извещении.
Шаг 4. В столбце «Страна происхождения» выберите одну или несколько стран. При закупке ПО с нацрежимом появится дополнительное поле «ПО» с выпадающим списком «Выберите страну происхождения ПО». Отметьте нужную.
Шаг 5. При необходимости укажите товарный знак в соответствующем столбце. Если заказчик требует товарный знак и не допускает поставку эквивалента, марка «подтянется» автоматически из извещения.
Если можно поставить эквивалент, площадка даст скорректировать товарный знак.
Шаг 6. Заполните характеристики товара в соответствующем разделе. Часть из них «подтянется» автоматически из извещения. Площадка подскажет, как заполнить поля.
Шаг 7. Прикрепите дополнительные файлы о товаре, если это необходимо.
Другие разделы заявки, например, информация об участнике закупки, должны быть заполнены. Не забудьте указать корректные банковские реквизиты, выбрать вид обеспечения заявки и прикрепить подтверждающие документы (при необходимости).
Шаг 8. Нажмите на кнопку «Подписать и отправить» и подтвердите действие ЭП. В личном кабинете в разделе «Мои заявки» у заявки появится статус «Отправлена оператору».
Цифровой контракт
Финальный этап цифровизации госзакупок — цифровой (структурированный) контракт. Это электронный документ, который заказчики формируют в ЕИС. В проект цифрового контракта входят сведения из структурированного извещения заказчика и заявки поставщика.
После определения победителя заказчик формирует проект контракта в структурированном виде с помощью ЕИС. Система автоматически «подтягивает» необходимые сведения и на 95% самостоятельно создает будущий контракт.
Сформированный проект контракта заказчик направляет на подпись поставщику. Победитель закупки знакомится с проектом и ставит свою подпись на ЭТП. Затем документ в системе подписывает заказчик.
После заключения сделки сведения о контракте по одному клику заказчика направляются в Реестр контрактов и размещаются в нем в течение трех рабочих дней. После размещения поставщик может сразу же приступить к исполнению контракта.
Пока заказчики могут заключать контракты как в структурированном виде, так и «по-старому» — на бумаге. Но уже с 1 апреля 2024 года цифровой контракт станет обязательным во всех конкурентных закупках.
В Казначействе России отмечают, что не преследуют цель оцифровать все пункты контракта. Поэтому информацию, которая не входит в структурированную форму, заказчики должны крепить к контракту отдельным файлом.
Плюсы и минусы цифровых контрактов
Удобство цифрового контракта в том, что все существенные параметры сделки из извещения и заявки автоматически поступают в цифровой контракт. Заказчику остается проверить условия и направить контракт на подпись поставщику. Автоматическое заполнение информации позволит избежать ошибок и ускорит заключение контракта.
Недостаток цифрового контракта в том, что в него нельзя вносить правки. Например, если поставщик укажет не ту характеристику в цифровой заявке, но в пределах допустимого диапазона, то после завершения срока подачи заявок невозможно будет исправить ошибку. Подписать дополнительное соглашение для исправления ошибочных характеристик также нельзя — в ст. 95 44-ФЗ нет таких оснований.
Таблица-шпаргалка со сроками перехода
Дата | Контракт | Описание объекта закупки | Заявка участника |
---|---|---|---|
01.10.2023 | Право заказчиков по конкурентным процедурам | Обязанность заказчиков | Обязанность поставщиков |
01.04.2024 | Обязанность заказчиков по конкурентным процедурам | ||
01.01.2025 | Обязанность заказчиков:по результатам несостоявшихся электронных процедур;по контрактам с ед. поставщиками (п. 2, 6, 11-12, 28.1, 54-55 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);при соглашении об изменении или расторжении контракта. |
Отправить комментарий